Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «ВЫНОСЛИВОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ»
Выполнил тренер- преподаватель Семенов В.Б. Содержание
Введение 1. Определение выносливости и ее отдельных видов 2. Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости 3. Возрастные особенности проявления выносливости 4. Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом 5. Задачи, решаемые в процессе развития выносливости 6. Средства развития выносливости 7. Методы и методики, применяемые для развития выносливости Заключение Список использованной литературы
Введение
Выносливость это физическая способность (качество) человека, выражающееся в способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, в спортивной деятельности служит предпосылкой развития других физических качеств. От того, насколько успешно будет развиваться это качество у конкретного человека в процессе занятий физической культурой и спортом во многом зависит насколько будет успешна его физкультурно-спортивная деятельность в целом. Этим обстоятельством обусловлена актуальность данной темы. В нашем реферате рассматривается сущность развития выносливости и определение наиболее эффективных методик ее совершенствования. Для этого нами изучены особенности выносливости, как одной из важнейших физических способностей человека; выявлены наиболее значимые задачи, средства, методы и методические подходы в развитии выносливости.
1. Определение выносливости и ее отдельных видов
Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое либо звено или система организма выполняет большую часть работы. В процессе решения двигательной задачи спортсмену предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер. Можно выделить несколько аспектов самого понятия «выносливость»: • устойчивость индивида к воздействию нарастающего утомления, • способность индивида длительно работать с предельной интенсивностью способность к мобилизации психофизических резервов, • способность эффективно выполнять соревновательную деятельность, • продолжительность двигательной активности на фоне устойчивого равновесия функций и систем организма, • способность к узкоспецифичной или интегральной деятельности. При этом, интегральные свойства способности индивида к проявлению выносливости, проявляемые с реализацией комплекса физических качеств, указывают на их неразрывную связь, поскольку их реализация обеспечивается теми же биологическими механизмами. Поэтому условное выделение её в самостоятельную категорию обусловлено, главным образом, необходимостью классификации используемых средств и методов в педагогических технологиях её развития. В соответствии с принятой классификацией в теории и методике физического воспитания различают так называемый "сопряженные" виды выносливости: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационно-двигательную и статическую. Существуют другая, более полная классификация разнообразных форм проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например: • выносливость к работе циклического, ациклического или смешанного характера; • выносливость к работе в конкретной зоне мощности (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной); • выносливость статическая или динамическая; • выносливость локальная, региональная или глобальная; • выносливость аэробная или анаэробная; • выносливость скоростная, силовая или координационная; • выносливость общая или специальная; • выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др. Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в "чистом виде". Например, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе может участвовать небольшое число мышечных групп или почти все мышцы тела. В практике обилие всех форм проявления выносливости обычно сводятся к двум её видам: общей и специальной. Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работ неспецифического характера, оказывающую положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений "переноса" тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические. Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях детерминированных требованиями конкретного вида деятельности. Кроме всего прочего, характер выносливости, проявляемой в двигательной деятельности, зависит от числа мышечных групп, принимающих активное участие в работе. По этому признаку выносливость подразделяют на тотальную (проявляемую, тогда, когда в работе участвует свыше 2/3 всех мышечных групп, региональную (когда активно функционирует от1/3 до 2/3 мышечных групп) и локальную (когда активно функционирует менее 1/3 общего числа мышечных групп.
2. Факторы, обуславливающие уровень развития выносливости
Реализация способности человека к проявлению различных видов выносливости обусловлена многими факторами. К ним можно отнести не только социальные и личностные особенности индивида, но и особенности его морфофункционального развития, состояния здоровья, спортивно-технического мастерства, устойчивости к воздействию стресс-фактора. Уровень развития и проявления выносливости зависит: • От наличия энергетических ресурсов в организме человека, • От уровня функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, ЦНС, нервно-мышечной и др.), • От быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем, • От устойчивости физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма, • От экономичности использования энергетического и функционального потенциала организма, • От подготовленности опорно-двигательного аппарата, • От совершенства технико-тактического мастерства, • От личностно-психологических особенностей. 3. Возрастные особенности проявления выносливости Увеличение функциональных возможностей организма, лимитирующих выносливость, происходит особенно значительными темпами в периоды, предшествующие зрелому возрасту. Уже в конце подросткового периода определяются наибольшие величины относительного МПК и показатели активности кислородного обмена. Следовательно, в этом возрасте созревает часть предпосылок к проявлению значительной аэробной выносливости. Наибольшие величины МПК, предельные параметры кислородного долга и ряда других показателей функциональных возможностей, определяющих выносливость разного типа, наблюдаются у людей зрелого возраста. После 40 лет постепенно все заметнее выявляется возрастной регресс выносливости. Уровень проявления выносливости виден и по времени работы в разных зонах мощности представлен в таблице 1.
Таблица 1. Показателя времени работы в зонах относительной мощности в циклических упражнениях у людей различного возраста (обобщенные данные) Возрастные группы- Зовы мощности Максимальная Субмаксимальная (диапазон) Большая Умеренная 1-й 2-й Взрослые до 20 с до 40 с 40-120 с 2–10 мин 10–60 мин и более 15-16 лет до 15с до 42 с 42-160 с 2 мин 40 с – 11 мин 10 с > 11 мин 10с 13-14 лет до 15 с до 45 с 45-200 с 4 мин 40 с – 16 мин 50 с > 16 мин 50с 9- и дети до 9 с до 50 с 50-90 с 1,5–25 мин > 25 мин
Возрастные различия в работе тех или иных органов и систем организма определяют в значительной мере и различную методику развития выносливости. К примеру, для развития скоростной выносливости в работе максимальной мощности будет развиваться при использовании легкоатлетического бега на дистанции – 30–60 м – у младших, 100 м – у старших школьников, 100–200 м – у квалифицированных бегунов. Далее рассмотрим основные критерии и методы выносливости у занимающихся физической культурой и спортом.
4. Критерии и методы оценки выносливости у занимающихся физической культурой и спортом
О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных показателей. Естественно, что выбор их зависит от особенностей той деятельности, по отношению к которой определяется выносливость, одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность. При этом в одних условиях учитывается время, в течение которого удается совершать без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям, в других – предельно возможное время выполнения работы «до отказа». В практике физического воспитания интегральными внешними показателями выносливости чаще всего служат: - в упражнениях циклического характера, направленных на преодоление расстояния, – минимальное время преодоления заданной и достаточно протяженной дистанции (например, 1–2 км) либо (значитёльно реже) общая протяженность дистанции, которую удается преодолеть в заданное время (например, в 12-минутном тесте Купера» или в «часовом беге»); - в серийно повторяемых упражнениях ациклического и комбинированного характера – суммарное число повторений (или суммарное число движений) в заданное время (например, за 20–30 мин. при «максимальном тесте» в рамках «круговой тренировки»); - в сложноорганизованных формах двигательной деятельности типа игр и единоборств – степень сохранения и изменения двигательной активности на протяжении обусловленного времени (с учетом числа эффективных атакующих и оборонительных действий по периодам игры или схватки и т. д.). В совокупности со всеми этими показателями обычно учитываются и другие. В числе их одним из общих является стабильность технически правильного выполнения действий – отсутствие или минимальное число нарушений техники в указанных условиях. Если при прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости), а сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания, то, важно отметить, что на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600–800 м; средних классов – 1000–1500 м; старших классов – 2000–3000 м.
5. Задачи, решаемые в процессе развития выносливости
Задачи развития общей выносливости состоят в первую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной выносливости. Главное здесь не избирательное воздействие на какие либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все большему кругу видов деятельности, связанных с проявлением выносливости. Достигаемый на данной основе базовый уровень развития общей выносливости предусматривается в программах физического воспитания. В случае спортивной специализации дальнейшее развитие общей выносливости обеспечивается в той мере, в какой это диктуется закономерностями совершенствования в избранном виде спорта. Задачи развития специфической выносливости заключаются в том, чтобы обеспечить направленное развитие специфической выносливости каждого типа в той мере, в какой это необходимо для всестороннего совершенствования двигательных способностей и специальной подготовки к избранной деятельности. Важно отметить, что задачи по воспитанию специфической выносливости в норме решаются преимущественно после того, как достигнут некоторый базовый уровень общей выносливости.
6. Средства развития выносливостиизический культура скоростной В качестве основных средств развития выносливости используются, как правило, физические упражнения и их комплексы, характерными признаками которых являются: • Активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательной системы человека, • Сравнительно значительная суммарная продолжительность работы • Умеренная, большая, но не максимальная интенсивность. В качестве средств развития выносливости могут быть использованы самые разнообразные по форме физические упражнения, если они организованы методически таким образом, что приобретают (в комплексе или в отдельности) всю совокупность перечисленных признаков. Широко применяются, в частности ациклические и смешанные гимнастические и игровые упражнения, которым придается необходимая действенность путем многократных слитных повторений, суммации эффекта отдельных упражнений, увеличения моторной плотности занятий и другими методически оправданными путями. Значительную ценность в этом отношении приобрела в последние десятилетия такая организационно- методическая форма занятий, как «круговая тренировка. Если речь идет о развитии специфической выносливости, то в качестве средств используются, так называемые «целевые упражнения»- т.е. упражнения, применительно к которому обеспечивается уровень развития специальной выносливости. Используются также «специально-подготовительные упражнения», в которых моделируются определенные модели целевых упражнений. К числу дополнительных средств развития выносливости, особенно аэробной, относятся, в частности, так называемые дыхательные упражнения, постановка рационального дыхания во время выполнения основных упражнений и дозированное использование некоторых факторов внешней среды: насыщения кислородом вдыхаемого воздуха, барометрического давления, температурных факторов и др. Дыхательные упражнения представляют собой целесообразно регулируемые циклы дыхательных актов, выполняемых в определенных режимах, различными способами, в сочетании с двигательными действиями. В числе их есть упражнения, включающие направленное изменение частоты, глубины и ритма дыханий, легочную вентиляцию и временную задержку дыхания. Постановка рационального дыхания предполагает использование носового и ротового дыхания в зависимости от степени двигательной активности; акцентирование выдоха во время работы большой интенсивности и соподчинение фаз дыхательного действия и фаз двигательных действий. Направленное использование факторов внешней среды заключается, как правило в использовании влиянию горных условий, что способствует увеличению аэробных возможностей организма, его устойчивости по отношению к гипоксическим состояниям. Средствами развития специальной выносливости могут являться: 1) общеразвивающие упражнения с предметами: юноши – с набивными мячами 3–5 кг, гантелями до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах; девушки – с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами; 2) упражнения на параллельных брусьях и перекладине (юноши), упражнения на бревне и разновысоких брусьях (девушки); 3) эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и др.
7. Методы и методики, применяемые для развития выносливости
В процессе развития выносливости обычно применяются большинство разновидностей методов строго регламентированного упражнения, дополняемых игровым и соревновательным методом. Конкретные особенности их применения зависят от специфики двигательных действий. Говоря о методиках развития выносливости (совокупностях различных методов и форм организации занятий), можно выделить следующие: • методика для скоростной выносливости (отдельно для выносливости в работе разной мощности); • методика для силовой выносливости (динамической и статической), подчеркивая, Эти методики являются вариантами применения переменного, повторного и интервального методов. Методики основаны на двух методических подходах к развитию выносливости: 1. Основан на использовании эффекта переноса и избирательного воздействия на факторы специфической выносливости. (это либо методы, основанные на использовании переноса общего тренировочного эффекта подготовительных упражнений. 2. Основан на целостном моделировании целевых упражнений с заданными параметрами проявления выносливости. В качестве примера конкретной методики развития выносливости, можно привести, следующую (приводится в учебнике Л.П. Матвеева). Для указанной методики характерно: • Комплексное использование общефизических упражнений, позволяющих разносторонне воздействовать на общие факторы выносливости; • Постепенность увеличения тренировочных нагрузок и непредельная степень их возрастания; • Широкий диапазон выбора методов тренировки. Основные методы: - методы целостно-приближенного моделирования соревновательной деятельности (важно для различных видов спорта): - минимизация пауз отдыха, - повторное преодоление соревновательной дистанции с превышением соревновательной скорости с постепенным увеличением отрезков (может применяться, как в физической культуре, так и в спорте). Для совершенствования выносливости к работе максимальной мощности упражнения выполняются с большой скоростью; для умеренной мощности- с относительно меньшей скоростью. Например, для совершенствования скоростной выносливости к работе умеренной мощности (длинные и сверхдлинные дистанции) используются следующие средства: бег, гребля, плавание, езда на велосипеде и др. циклические упражнения. При использовании равномерного метода упражнения выполняются с относительно равномерной скоростью, составляющей 75-80% от максимально возможной в течение 20 и более минут. При применении интервального метода используются короткие отрезки, короткие паузы отдыха с большим числом повторений.
Заключение
Рассмотрение, вопросов связанных с развитием выносливости, позволило установить, что выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. Для развития выносливости может быть применен широкий круг средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки. При этом следует помнить, что различают разные виды выносливости – общую (к любым видам физкультурно-спортивной деятельности) и специальную (к определенному виду физкультурно-спортивной деятельности). Сначала развивают общую выносливость, потом, на ее основе – специальную. Методика развития общей, а затем и специальной выносливости предусматривает применение так называемых циклических видов физических упражнений (бег, гребля, плавание) с постепенным увеличением интенсивности и длины дистанции, а также спортивные игр. Одна из основных черт методики – постоянство и регулярность применения этих упражнений. Для развития таких видов выносливости, как скоростная, силовая, координационная применяют общеразвивающие, гимнастические и другие упражнения, которые также должны применяться регулярно и с достаточной длительностью. При развитии специальной выносливости (характерной для определенного вида спорта) может применяться выполнение упражнений, максимально приближенных к соревновательным (например для баскетбола длительное ведение мяча с бросками, для бокса – длительная работа на боксерском мешке и т.д.)
Список использованной литературы
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов М. Физкультура и спорт, 1988. 2. Гужаловский А.А., Попов В.П. Воспитание выносливости. Основы воспитания физических способностей. /В кн. Основы теории и методики физической культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М. Физкультура и спорт, 1986. 3. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика мышечной силы, скорости движений, выносливости и ловкости. /В кн.Физиология человека М.,1976. 4. Курамшин Ю.Ф. Методика развития выносливости /В кн. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина –М. Советский спорт, 2003. 5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М. Физкультура и спорт, 1991. 6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта М. "Академия" |
|
Календарь |
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|